Навершие минарета в виде полумесяца — привычный элемент исламской культовой архитектуры. Богатство форм и мотивов чрезвычайно велико, о чем свидетельствуют многочисленные исторические постройки, как культовые, так и светские, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока.
Термин «алем» (от араб. «знамя, вымпел; столб, знак») принят в истории искусств для обозначения подобных наверший. Словари по архитектуре и искусству Ислама обычно приводят два значения термина:
Символическое навершие купола мечети или пика минарета из металла или камня. Металлический штандарт или талисман на древке знамени, которое несли перед войском как полковой символ.
Оба эти явления оказались тесно связаны. Что касается архитектурного навершия, то оно многим обязано своему собрату, украшавшему древко знамени и прошедшему гораздо более долгий путь. Именно в его словаре были собраны символические изображения, связанные с верованиями древних арабов и тюрок, которые в мусульманский период продолжали соседствовать с каллиграфией — кораническими изречениями, девизами суфийских тарикатов и именами праведных халифов.
Древние арабы использовали алем в качестве военного штандарта. Да и тюрки еще в Средней Азии украшали талисманами, родовыми символами свои копья. По мере продвижения на запад и исламизации тюркских племен привычный штандарт приобрел новый смысл.
Со временем алем стал играть свою роль не только в военной, но и в религиозной жизни мусульман. В прежние времена по пятницам по обе стороны от минбара устанавливали знамена. В Иране и Индии во время празднеств в месяце мухаррем устраивали шествия с украшенными стягами. У шейхов дервишеских орденов, путешественников и даже поэтов имелись свои знамена с талисманами на древках. Поставленные у входа в шатер или на его вершине, они считались знаком приветствия и приглашения внутрь.
Мотивы этих наверший часто содержат религиозную символику, понятную современникам. Так, в музее Топкапы Сарай в Стамбуле находится турецкий военный штандарт из металла в виде кисти руки с расставленными пальцами. Это изображение символизирует пять столпов веры: единобожие, паломничество, пятикратная молитва, пост в месяц рамазан, милостыня в пользу бедных.
В других композициях можно встретить неожиданные на первый взгляд сочетания: картуш в виде тюльпана заполнен религиозной надписью, а лепестки цветка обрамляют скульптурные головы драконов — популярный в искусстве Сельджукского Султаната мотив «варварских» времен. Алемы с символами дервишеских орденов помещались на куполах текке и других построек, связанных с суфизмом. В Музее Мевляны в Конье (Турция) сохранился алем, имеющий очертания сикке — высокого цилиндрического головного убора мевлевийских дервишей.
Когда алем появился в мусульманской архитектуре доподлинно неизвестно. Возможно, о самых ранних навершиях в зодчестве свидетельствуют некоторые миниатюры, например, иллюстрации 13 века к произведению «Макамам». На одной из них, изображающей сцену погребения, монументальные каменные мавзолеи увенчаны лаконичными сферическими навершиями, присутствие которых продиктовано формой купола. Подобные украшения сохранились и на мавзолеях раннего тимуридского ансамбля Шахи Зинда в Самарканде.
Наследие тюркской жилой архитектуры также немаловажно. Прежде всего, это обычай помещать на вершине центрального шеста традиционного шатра кочевника-тюрка символ племени или рода. Впоследствии, по-видимому, традиционный образ жизни османских правителей стал едва ли не главным фактором распространения наверший в архитектуре империи: большую часть времени анатолийские султаны проводили в шатре, пользуясь им как резиденцией в военных походах и в мирной жизни.
Постепенно алем трансформировался из военного штандарта и знака гостеприимства и веры в навершие на куполах религиозных построек, ставшее затем неотъемлемой деталью османского зодчества. Регламентация, имевшая в империи всеобъемлющий характер, обусловила присутствие алема на самых значительных объектах.
Своим победным шествием по значительной части мусульманского мира алем обязан османским зодчим. Ими была выработана устойчивая композиционная схема архитектурного навершия: основание, часто в виде изящного крошечного купола, стержень, унизанный шарообразными, грушевидными или дискообразными бусинами и, наконец, собственно мотив-символ.
Тюркские родовые знаки почти полностью были вытеснены арабскими надписями в картушах различных очертаний, символами суфийских орденов, полумесяцем, звездой, тюльпаном. Из прежнего набора популярным оставался лишь один мотив, который со временем был воспринят как полумесяц, но в реальности являлся изображением бычьих рогов. Уместно вспомнить, что в мифологиях Древнего Двуречья, Ирана, Средней Азии бык считался образом лунного божества, а также земным воплощением бога. Иконография мотива восходит к изображениям эпохи неолита.
Можно утверждать, что алем стал одной из немногих излюбленных деталей экстерьера османских зданий. В прославленных ансамблях эпохи расцвета он активно участвует в формировании силуэта, подчеркивает ритм. Пирамидальные объемы мечетей с их обилием куполов — главным, угловыми, декоративными — дали простор фантазии декораторов, придавших алемам различную высоту, ритм, весомость в общем силуэте.
Композиция алема в каждом конкретном случае соответствовала архитектонике здания, хотя в одном памятнике могли сочетаться навершия с различными символическими мотивами. Так, декоративные куполки, обступающие главный купол мечети Эйюб в Стамбуле, украшены мотивами рогов, а угловые купола, вторя главному, несут высокие бронзовые алемы с надписями в фигурных картушах. Ряды куполов, перекрывающих дворовые аркады в огромном комплексе Сулейманийе, дают пример упрощенной, но элегантной композиции маленьких, обычно каменных, наверший, не имеющих каких-либо символических изображений.