Обустроенные дорожки создают удобство передвижения по участку в любую погоду. Кроме того их дизайн вносит свою нотку в общий ландшафт.
Работа по формированию дорожного настила относится к творческой, так как появляется возможность реализовать свои самые смелые решения.
В первую очередь это касается материала, который используется в качестве покрытия.
Выбор настолько велик, что удивить нестандартным решением окажется не так сложно. Чего стоит идея с пластиковыми бутылками или разноцветными крышками, из которых можно выложить цветные тропинки подобно мозаике. Не менее оригинально смотрятся деревянные спилы из кругляка, особенно если есть возможность использовать заготовки из разных по диаметру брёвен.
Какой бы способ ни был выбран, выделенный участок нужно подготовить, чтобы в процессе эксплуатации дорожка не заросла сорняком, а при сильных осадках по ней было комфортно передвигаться.
Перед подготовкой самого грунта потребуется вначале составить чертёж, на котором обозначаются кратчайшие пути от дома к хозяйственным постройкам и грядкам. На схеме обозначить конфигурацию линий, ширину тропы. Чаще ширина определяется параметрами используемого материала, но за основу может браться среднее значение 60-80 см.
Согласно плану выполняется разметка на участке. На этом этапе в схему могут вноситься небольшие изменения, так как привязка к местности всегда несколько отличается от самой идеи. Определить зону дорожек помогут колышки и шнур.
Со стороны большего наклона обустраивается дренажная система, которая даст возможность жидкости быстрее впитываться в грунт при сильных осадках. Также можно провести трубопровод для сбора воды в накопительном резервуаре для дальнейшего использования в хозяйственных целях.
• кирпич;
• деревянный брус;
• плитка;
• бутылки, заполненные песком;
• крупные камни и др.
Дно котлована рекомендуется обработать гербицидами, чтобы уничтожить корневую систему сорняков. Также предотвратить прорастание сорной травы поможет укладка геотекстиля на утрамбованный грунт. Поверхности настила следует засыпать 5 см слоем песка. Затем котлован заполняется 15-30 см слоем щебня или гравия, смешанным с песком. Чтобы дорожка получилась жёсткой, подушка тщательно уплотняется трамбовкой с умеренным увлажнением. Толщина подушки в большей степени зависит от типа грунта. Если он имеет плотную структуру, достаточно 20 см подсыпки. На сыпучих и глинистых почвах используются более надёжные основания для устойчивости в самую дождливую погоду. Также повлиять на толщину подушки может тип покрытия, которое планируется использовать для настила.
Среди простых и удобных видов садовых дорожек пользуется популярностью способ, предусматривающий использование специальных форм. Их можно приобрести в строительных магазинах или изготовить самостоятельно. Готовые изделия имеют витиеватый рисунок, поэтому обустроенные тропы не будут выглядеть скучно. Заниматься укладкой можно постепенно, используя всего одну матрицу. Если требуется быстро оформить участок, можно взять в аренду сразу несколько форм. Способ интересен и тем, что в раствор можно добавлять пигмент. Это поможет не просто обустроить проходы, но гармонично вписать их в ландшафт.
1. Согласно рецептуре сделать замес из песка, щебня, цемента и воды. Для придания прочности добавить небольшое количество пластификатора, а для цвета – краситель.
2. Уложить форму в начало дорожки, заполнить её плотно раствором. После схватывания цемента (2-5 часов в зависимости от температуры и влажности воздуха) можно снять форму.
3. Установить вплотную к полученному фрагменту и снова заполнить раствором.
4. После укладки всей тропы нужно дать плитке отстояться для окончательной просушки.
5. По боковым сторонам установить бордюры.
6. Швы можно заполнить просеянным песком или грунтом с последующей высевкой газонной травы.
Довольно оригинально смотрится дорожка, вымощенная из бревенчатых спилов. На первый взгляд может показаться, что данный вариант не практичный, однако обустроенная таким способом тропа сможет прослужить не меньше той, которую сделали с помощью форм и цементного раствора.
Придать древесине влагостойкости поможет обработка раскроенных фрагментов вначале антисептиком, затем специальным лаком (яхтовым или кузбасским). Кругляк лучше использовать разного диаметра, чтобы более тщательно заполнять дорожную зону. Дерево выбирается из твёрдых пород хорошей просушки.
1. Для обустройства садовой тропы потребуется несколько другая подготовка основания. В выкопанную траншею глубиной 25-35 см подсыпается песок (5-7 см) и тщательно утрамбовывается.
2. Из брёвен вырезаются фрагменты, длиной 30-40 см. Неровные торцы отшлифовываются для придания гладкости.
3. Обработка чурбачков выполняется вначале антисептиком, а после просушки специальным лаком. Так древесина приобретёт устойчивости к воздействию влажной среды.
4. На подушку из песка выстилается геотектсиль для предотвращения прорастания сорняков. Поверх ткани делают подсыпку из щебня мелкой фракции (15 см).
5. Начиная от края дорожки, устанавливать поочерёдно чурбачки, утапливая их в каменной подушке. При этом нужно стараться заполнять всё пространство. Образующиеся швы сразу засыпать щебеню или песком. Поверхность спилов должна возвышаться над основанием на 10 см.
6. Боковые стороны дорожки подсыпаются камешками, песком или галькой. Как вариант высеять по краям полоску газонной травы.
Если после строительства остался кирпич, его можно использовать для обустройства садовых дорожек. Технология кладки напоминает монтаж тротуарной плитки. Очень красиво смотрится кирпичная тропа с изгибами. На ровных участках также можно придумать оригинальный орнамент, перекликающийся с отделкой дома или хозяйственных построек.
1. По краям подготовленного основания установить бортики из деревянных досок (20-25 мм).
2. Сделать подсыпку из песка толщиной слоя 10-15 см. Слегка увлажнить песчаную подушку.
3. Располагая кирпич продольной стороной, выложить вплотную боковые границы, обозначив тем самым бордюры дорожки. Каждый кирпич следует простучать киянкой для того, чтобы он погружался в песок на 2-4 см.
5. Заполнить песком вперемешку с цементом (пропорции 3:1) полученные швы. Сделать это проще щёткой, прометая сыпучую смесь из стороны в сторону.
6. С помощью распылителя или шланга увлажнить дорожку и снова заполнить швы песком.
После полной просушки останется только смести лишнюю подсыпку.