На этикетках всех моторных масел, помимо прочего, обязательно указывается их класс вязкости по SAE, например 10W30, 5W20 и другие. Но знаете ли вы, что означают эти цифры, на что они влияют и что выбрать, когда вам понадобится купить масло автомобильное? Чтобы разобраться во всём, стоит начать с азов.
Как вы заметили, для измерения вязкости масла используются два числа. Первое, указанное перед W, обозначает вязкость масла при низкой температуре (W в маркировке расшифровывается как Winter, т. е. «зима»). Второе число соответствует вязкости масла при высокой температуре.
Обозначение W было принято SAE в 1952 году; до этого классы вязкости определялись только по высокотемпературным свойствам. Вскоре были представлены всесезонные масла с двойным обозначением, определяющим характеристики автомобильного масла в разных условиях.
Вязкость, прежде всего, связана со способностью жидкости течь. Жидкости, у которых этот показатель низкий (например, вода), делают это легко. В то же время мёд является вязким и растекается гораздо медленнее.
Говоря техническим языком, вязкость — это мера внутреннего трения жидкости. Но это очень грубое описание, поскольку эта характеристика включает в себя не только сопротивление потоку, но и сопротивление вещества объектам, попадающим в него.
Существуют различные способы измерения вязкости на основе различных условий, в которых может работать машинное масло.
Низкие значения желательны для более простого перекачивания жидкости по системе. Но высокая вязкость обеспечивает лучшую смазывающую способность масла при высоких температурах и давлениях, например в подшипнике скольжения.
В современных синтетических и полусинтетических маслах используются сложные пакеты присадок, благодаря чему смазывающие жидкости практически не поддаются описанию в рамках классической физики, обеспечивая рабочие характеристики, которые опровергают многие ранние представления о роли вязкости. В частности, речь идёт о необходимости использования относительно вязких базовых масел для обеспечения оптимальных смазывающих свойств при высоких температурах.
По словам Марка Фернера, инженера исследовательских лабораторий Shell, даже базовые компоненты, используемые сегодня в маслах 0W20, способны обеспечить смазку и защиту, необходимые при значительном нагревании и повышенных нагрузках. Тем не менее большинство автомобилистов используют более вязкие жидкости, такие как 5W20 и т. д.
В среднем рекомендуемый интервал замены масла в двигателе составляет 10–15 тыс. км. Кроме того, периодически его необходимо доливать. Поэтому желательно всегда держать в салоне хотя бы 1 л масла «про запас». А если вам нужен, например, очиститель кондиционера купить в автомагазине лучше и небольшую бутылку моторного масла — это избавит вас от возможных неприятных ситуаций в дороге.