Долговечность и надежность дорожного покрытия или построенного здания, особенно высотного, зависит от качественной подготовки основания. Примеров деформации грунта, при недобросовестной подготовке подложек, испытывающих длительные нагрузки, достаточно, вспомнить исторический казус – Пизанскую башню. Одним из критериев надежности основания является достаточная плотность подложки, стандартные значения этого условия достигаются уплотнением грунта специальными строительными машинами – катками или бензиновыми виброплитами.
Как следует из названия машины, уплотнение выполняется ударной вибрацией.
Основные части механизма:
Связывание сыпучей массы производится вибрациями эксцентрика в дебалансе, приводимого в действие двигателем. Вибрационная энергия неуравновешенной детали передается на массивную подошву машины и далее на трамбуемую поверхность.
Подошва бензиновой виброплиты, как основной рабочий элемент машины, должна удовлетворять следующим требованиям:
Достаточная масса и площадь подошвы позволяют произвести качественное уплотнение, в то же время, эти параметры увеличивают общий вес механизма.
Материалом для рабочей платформы являются чугун или сталь. Чугун с добавлением шаровидного графита, обладает более высокой степенью упругости по сравнению с базовым материалом, и более продолжительное время эксплуатации трамбовочной платформы. Сталь используется в виде листов, толщиной от 8 мм, или профильного проката.
В случае работы с тротуарной плиткой или брусчаткой на подошву бензиновой виброплиты одевается резиновый или полиуретановый коврик. Подобные меры позволят избежать шоковых нагрузок на материал, подвергающийся уплотнению.
Рабочая площадка виброплиты имеет закругленные края, способствующие плавному движению, и усиливается ребрами жесткости.
Основной элемент, создающий вибрацию – эксцентрик, принцип его действия как у маховика. Конструктивно представляет собой вал со сдвинутым центром тяжести.
Движение маховика по окружности создает вертикальные перемещения трамбовочного башмака вверх-вниз. Прохождение маховика по нижней части окружности создает эффект давления, движение по верхнему полукругу формирует перемещение вверх и дополнительно придает механизму небольшое горизонтальное движение вперед.
Движения эксцентрика на валу создают основные шумовые эффекты при работе машины.
Приводится в действие трамбовочное устройство двигателем. В зависимости от питания двигателя, ручная виброплита может быть:
-бензиновой;
-электрической;
-дизельной.
Электрические устройства жестко привязаны к источнику энергии, хотя имеют низкие уровни шумов и не загрязняют воздух. Электрическая виброплита больше подходит для работы в помещениях или для ландшафтных работ. Может применяться в подготовке кабельных траншей или дорожных работах. Мощные трамбовки потребляют значительное количество электроэнергии, что тоже мало приемлемо.
Дизельные вибрационные машины очень мощные, массивные и находят применение в профессиональных строительных работах связанных с большими площадями, подвергающимися трамбовке и требующих значительной глубины уплотнения материала. В тяжелых зимних условиях использование дизельного топлива может принести неудобства.
Бензиновая виброплита является универсальной и распространенной машиной в производстве трамбовочных работ. Ручная бензиновая виброплита позиционируется как недорогая, мобильная и неприхотливая в обслуживании машина. Находит применение в работах по благоустройству, дорожном строительстве, укладке кабелей, в строительстве зданий и парковочных стоянок.
Бензиновый мотор, которым оснащается агрегат – 4-х тактный, одно- или двухцилиндровый. Самые распространенные марки бензина, для заправки двигателей, АИ-92 или АИ-95. Добавления масел в топливо не требуется, охлаждение воздушное. Все это в совокупности, делает бензиновую виброплиту наиболее привлекательным инструментом для широкого спектра работ по уплотнению сыпучих материалов.
Основные параметры, характеризующие оптимальную работу агрегата, это:
Глубина уплотнения сыпучего материала напрямую зависит от величины веса машины. Чем больше масса вибромашины, тем глубже утрамбованный слой и выше производительность устройства. Этот показатель уменьшает число проходов для достижения проектных величин уплотнения.
Для укладки тротуаров из брусчатки или плитки, вес машины, наоборот, может оказать негативное воздействие и привести к дефектам покрытия.
По сути, этот параметр показывает величину сдавливающего усилия (кН), оказываемого подошвой плиты. Для эффективной работы с большими объемами сыпучих веществ, высокое значение силы давления приветствуется. Однако для внутридомовых работ или при укладке плиточных тротуаров эту величину ограничивают одной тонной абсолютного веса (1000 кН).
От общей площади башмака плиты зависит усилие, воздействующее на обрабатываемую поверхность. Вибрации распространяются по всей плоскости, и чем она больше, тем меньше усилие на единицу площади. Оптимальное соотношение этих параметров, главная задача производителя.
В непростых условиях эксплуатации уплотнительной техники наиболее востребован – надежный и не капризный двигатель, не требующий исключительных условий обслуживания. Бензиновый ДВС достаточно хорошо отвечает этим требованиям.
Чаще всего, на бензиновые виброплиты устанавливается четырехтактный японский двигатель Honda без редуктора. Так как разбрызгивание масла в картере двигателя осуществляет коленчатый вал, поперечные наклоны машины более 10º во время работы, не рекомендуются. Во всем остальном, технический уход за ДВС не составляет проблем.
Конструктивно ручные бензиновые виброплиты могут изготавливаться с реверсивным или нереверсивным ходом. Нереверсивные или прямоходные машины двигаются в одном направлении, смена хода выполняется вручную с помощью колес. Реверсивные машины могут выполнять движение вперед и назад.
Для работ с асфальтом агрегаты оснащаются системой орошения. Удобная функция, предотвращающая излишнее прилипание асфальтовой смеси к основанию.
Забота о здоровье оператора машины проявляется в снабжении ручки агрегата амортизаторами. Такой атрибут снижает воздействие вибрации на организм рабочего.
Выбор виброплиты зависит от возможной сферы использования устройства. В зависимости от этого подбирается вес, мощность агрегата и его комплектация.
Область применения | Глубина слоя подвергающегося воздействию, в см | Масса машины в кг |
Приусадебные или внутридомовые работы; Укладка тротуарной плитки | 15 | 75 |
Приусадебные работы; Полный и ямочный ремонт дорог | 25 | 90 |
Послойная трамбовка дорожных покрытий; Заполнение траншей | 60 | 140 |